freevad (freevad) wrote,
freevad
freevad

Categories:

К понятию Мужчина

"Мне очень понравилось определение, которое дал понятию мужчина один из моих учителей Александр Палыч Марьяненко: "Мужчина это тот, кто в предельном драматическом накале обстоятельств сохраняет способность действовать, руководствуясь разумом".
Здесь очень много подтекстов. И то, прежде всего, что у Мужчины Анима в отличии от Пуэра (не повзрослевшего мужчины) Анима находится уже точно не во власти материнского комплекса, она руководима уже не Великой Матерью в образе Евы или Елены Троянской, но как минимум Афиной, а то и высшей ступенью - Софией*, поэтому и сохраняется способность в самых драматических обстоятельствах сохранять разум. Женщина, напротив, в ситуации повышенного драматизма стремится к стихийности, иррациональности, и это нормально для Женщины, но этого недостаточно, чтобы назвать ее Женщиной с большой буквы, ее Анимус должен находиться также на высоком уровне и не быть разрушительным, т.е. стихийность и иррациональность, но не разрушительность.
Если бы мы отталкивались от мифа гуманистической философии, философии Жизни, экзистенциализма и т.п. , то такия понятия Мужчины и Женщины были бы идеалом, а фундаментом для них было бы стремление к оси - Логосу, проявленному как в Аниме Мужчины, так и в Анимусе Женщины. Но миф гуманизма - лишь одна из многих интерпретаций, представленная структурой типа Дерева, т.е. классической моделью. В постклассической мифологии (потструктурализм Делеза, деконструкция Деррида) нет нормы, идеала и т.п. Сама норма на равных является патологией, а идеал - лишь одна из дорожек в лабиринте ризомы. В мифологии постмодерна мужчина и женщина могут проявлять весь спектр от абсолютной разрушительной иррациональности (необходимости - Ананке) до созидающей мощи Логоса.
Есть еще одна мифология, "перпендикулярная" гуманизму и постгуманизму, это мифология Номада - кочевника, странника по жизни, который может проявляться и рационально и иррационально, и созидательно и разрушительно, но исключительно исходя из мотивации чистого авантюрного разума, не будучи одержимы теми или иными силами (ценностями), лишь пользуясь ими, уклоняясь от причинения любого вида пользы:) - "увэй" в Даосизме. Удивительно, но позицию Номада выразил основатель наиболее консервативной и жесткой структуры - церкви, в единственных, имхо, мудрых своих словах (имхо, все остальное у него - абсолютный бред, если не злонамеренность) - апостол Павел (2-е Послание Коринфянам): "Все мне позволено, но не все полезно; все мне позволено, но ничто не должно владеть мною". Вот такая ирония судьбы.
Несмотря на свободное оперирование постструктурными и номадическими категориями, стоит заметить, что для большинства современных людей гуманистические ценности и идеалы еще не исчерпаны и не пройдены, большинство еще во власти материнского комплекса, поэтому формула Марьяненко весьма ценна в психологическом аспекте для широких масс. (Но мы то с вами знаем, что это лишь одна из линейных версий ризомы:))"


shadowvll

*Примечание (отрывок из лекции по одной из работ ученицы Юнга Марии Луизы фон Франс):

"Согласно определению, Анима является женской частью психики мужчины, а Анимус – мужской частью психики женщины. В этом отношении Юнг заново, уже через психологическое знание открывает древнюю истину, что на психическом уровне мы все являемся андрогинами.
Анима и Анимус обильно представлены в мифах. Из-за патриархальности культуры мифология мужской Анимы, на пути индивидуации мужчины, представлена в мифологии гораздо более полно, нежели мифология Анимуса. Тем не менее существует ряд мифов которые могут прочитываться именно так.
Итак начнём с мифологии. В мифах, Анима в позитивном аспекте либо представляет принцессу которую необходимо спасти, (символика спасения принцессы в дальнейшем будет рассмотрена подробно), либо как проводник, наиболее известным примером подобной функции Анимы, которую она являет собой является Беатриче из “божественной комедии” Данте, а так же различные женские образы, как то Елена и Мария из “Фауста” Гёте. Анима выступает в роли проводника лишь на достаточно высоких ступенях индивидуации, когда преодолены её опасные аспекты, и она освобождена от господства материнского архетипа. На низких же ступенях, когда Анима ещё смешана с материнским образом, она являет себя в опасных фигурах глубинного бессознательного, как например силены, гарпии, русалки и злые колдуньи (последняя правда скорей чисто материнский образ).
Юнг выделял четыре уровня развития Анимы – Ева, Елена, Мария и София.
Первая самая нижняя стадия развития Анимы – Ева. Сразу поясню, что Юнг имел в виду не Еву дарующую Адаму Яблоко, и тем самым освобождающую от рабства бессознательности. Скорей под именем Ева имеется в виду изначальная праматерь, то есть тот уровень сознания, когда женское начало, ещё не отделено от материнского. Здесь мы можем привести архаичные мифы о умирающих кастрированных сыновьях-любовниках мифологии древности, не отделимых от Великой и Ужасной Матери.
Каждый из вас вероятно видел мужчин находящихся на этой стадии развития. Это некие “маменькины сынки”, чья активность полностью поглощена материнским образом. Они могут быть гомосексуалистами, или создавать такое впечатление, но так же они могут быть и внешне обычными семьянинами, но их мы всегда можем узнать по особой “смиренности” в глазах. Их эротическое начало, как будто выключено, потому они производят впечатление “целомудренности”, но это сомнительное достоинство. Уместнее сказать, что они просто кастрированы материнским образом.
Следующим уровнем развития Анимы является Елена. Юнг имел в виду Елену Троянскую, чья красота, развязала войну между Элладой и Троей. Это тот уровень в котором эротизм уже проявлен, и отделён от материнского начала, но не отделим от стремления обладать и агрессии. Если первый уровень Анимы можно отождествить с растительным уровнем, то второй – это уже уровень животный – ещё не человеческий, но уже лучше кастрированной покорности уровня Евы.
Третий уровень развития Анимы Юнг определяет как Марию. Опять же – для современного человека, более чем трудно понять, что же имеется в виду, ибо мы чётко отождествляем Марию с материнской функцией. Юнг определяет Аниму-Марию, как архетип духовной сестры, проводника. Мне кажется, что определить Аниму третьего уровня, как Афину, было бы более уместным. На этом уровне, индивидуирующийся достаточно освобождается от диктата сексуальности и оказывается способен воспринимать женщину в разных ипостасях, в том числе, как друга. Афина - архетип мудрости, преобладания Логоса. На этом уровне может возникать зрелое сотрудничество как в работе так и в личной жизни и здесь мы можем сказать, что идивидуант достиг зрелого, человеческого уровня.
Высший уровень Анимы – София. На этом уровне мы уже говорим у религиозно мистическом постижении женского"...
Tags: исходники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments