freevad (freevad) wrote,
freevad
freevad

Categories:

Старьё

Недавно поймал себя на том, что у меня до сих пор в глубине души осталось старое представление об обучении и образовании. Будто бы обучение – это когда ты прочитал и выучил некий текст. Ну или послушал аудио, посмотрел видео. Усвоил информацию – значит обучился.

Бред конечно. Это не обучение, а загрузка абстрактной информацией. Абстрактной – потому что она не привязана ни к какому личному опыту, ощущениям. Она совершенно оторвана от твоей жизни и потому совершенно бесполезна.

А ведь всё школьное и вузовское образование построено на этом. Дети сидят и 10-15 лет учат совершенно абстрактные знания! Которые кстати на 99,9% в дальнейшем нафиг не понадобятся! Вот ты много помнишь из того, что учил тогда? Кроме арифметики и письма каждый может вспомнить совсем чуть-чуть. И это чуть-чуть можно вообще-то при необходимости выучить за день-другой. А нас этому учили 15 лет! Чему?!

Знания, которые не применяешь сразу на практике – бесполезны и потому здоровая психика стремиться их побыстрее забыть. То, что они возможно понадобятся в будущем – роли не играет. Сейчас они не нужны и потому надо от них избавиться – ресурсы памяти не безграничны.

А какие знания нужны?

Вот сядь и напиши перечень того, что точно понадобится знать твоим детям в ближайшие лет 60. Напиши!

Если ты написал, то ты или параноик или ясновидящий. Здоровый человек прекрасно понимает что невозможно сейчас предсказать подобное даже на 10 лет вперёд. Но ведь учат чему-то! И все отдают детей в школу в полной убеждённости что там дадут образование. Хорошее или плохое – конечно вопрос, но дадут. И все разговоры идут вокруг этого – чему именно и в каком объёме учить.

Вообще-то бред. Бредовой является сама концепция современного образования:
- ребёнка надо учить - он должен пассивно усваивать абстрактные знания;
- набор этих знаний можно определить.

Раньше, в прежнюю эпоху, это хоть немного соответствовало реальности. Я вот помню как в детстве прочитал почти все доступные интересные книги: сказки, детективы, фантастику :) Ну и классику конечно. Плюс прочитывал все журналы по технике, медицине, науке. Плюс несколько газет. Еще и все выходящие фильмы смотрел, не говоря уже о ТВ. В общем знал всё :) (нафига?!)

А сейчас? Количество книг, газет, журналов, фильмов такое, что не то что прочитать – просто отследить их все нереально. Не говоря уже о интернете. Конечно абсолютное большинство – мусор, но ты поди разберись где там что…

Плюс социальные условия изменились и надо уже знать многие сферы, которые раньше знать было необязательно или они менялись мало – законы, кодексы, права, технологии…

Информации стало слишком много. Определить нужное для конкретного человека – нереально. Плюс через пару лет всё изменится и старые знания станут неактуальными. Вот ты сейчас выучишь закон – а через год в него внесут поправки или вообще отменят. Да и наука не стоит на месте и пересматривает старые теории. Информация быстро устаревает. А вот кстати в школьных учебниках большинство инфы имеет возраст лет 100-150…

А ещё в прежней системе есть такой прикол: считается что на всё есть теория и эта самая теория – единственная и верная :) Вообще всё образование идёт по бредовой схеме: сначала теория, потом может быть пара примеров. Если повезёт – эксперимент. Хотя в реальности есть лишь факты, которые можно объяснить вот этой теорией. Или той. Или вообще фиг его знает как объяснить. Теорий несколько. Причём у каждой теории есть свои границы применения, в которых она адекватна, а за их пределами – ерунда полная. А все школьники уверены что есть Одна Единственно Верная Теория :) Потому и верная, что единственная :)

Далее

В силу постоянного изменения информации, а также всеобщей автоматизации и информатизации становится ненужным и другой принцип обучения: когда в ребёнка заливался некий объём информации, который он потом должен воспроизводить. Хорошо повторил – пятёрка, плохо – двойка. Ребёнок представлялся как чистая болванка, на которую что-то записывали. Всё. Ребёнок – пассивный (не)участник процесса.

И даже в тех теориях, что все учили – никто не может ориентироваться, т.е. применять их в жизни. Один прикол с глобальным потеплением, таяньем льдов и повышением из-за этого уровня Мирового океана чего стоит :) Хотя вроде все физику и географию в школе учили…

Всё из-за этого принципа пассивного зазубривания. Оно ничему не учит. Чтобы чему-то реально обучится – надо быть активным участником процесса, нужна личная заинтересованность именно в этих знаниях именно сейчас, надо иметь цель и практический опыт, к которым можно привязать знания. Невозможно научить, можно научиться.

Так что обучение в старой парадигме старой системы образования сейчас совершенно бесполезно, бессмысленно. Это пустая трата времени, сил, здоровья, денег. И это гарантированное воспитание простого тупого исполнителя. А тупые исполнители нынче не нужны.

И речь не идёт о том, что надо улучшить или реформировать прежнюю систему. Её надо просто выбросить. Впрочем, она и сама уже умирает по причинам того, что никому не нужна, не соответствует потребностям текущего времени. Правда, то, что придёт ей на смену для простого народа – будет гораздо хуже…

А что же надо? Каким должно быть настоящее полезное и плодотворное обучение? В другой раз…
Tags: дети, образование, размышления
Subscribe

  • Классы общества

    Новые классы Корпоратократия (корпорации) - социально-экономический класс общества, организующий вертикальные структуры и управляющий материальными…

  • Дистанционное образование

    Дети проучились месяц дистанционно. Все школы месяц стояли закрытыми. Учебный год при этом все успешно закроют, оценки выставят. Внимание вопрос:…

  • Новый мир

    Гражданские права и свободы Режим самоизоляции показал, что люди легко расстаются со своими правами и свободами даже без законодательного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 35 comments

  • Классы общества

    Новые классы Корпоратократия (корпорации) - социально-экономический класс общества, организующий вертикальные структуры и управляющий материальными…

  • Дистанционное образование

    Дети проучились месяц дистанционно. Все школы месяц стояли закрытыми. Учебный год при этом все успешно закроют, оценки выставят. Внимание вопрос:…

  • Новый мир

    Гражданские права и свободы Режим самоизоляции показал, что люди легко расстаются со своими правами и свободами даже без законодательного…