freevad (freevad) wrote,
freevad
freevad

Categories:

Разница жизненного опыта

Посмотрим разницу в жизненном опыте у детей в зависимости от порядка рождения.
Для удобства будем считать что детей только двое и разница в возрасте небольшая.

Отличие 1.

Старший рождается не просто первым - он рождается единственным. Это очень важно - мама занимается только им одним и поэтому более менее успевает удовлетворить все его потребности. Всё таки это непередаваемое ощущение - когда весь мир вращается вокруг тебя и только для тебя одного. Отсюда глобальная уверенность в себе и мире, которая так необходима в области неизвестного.

У младшего такого счастья нет. Хочешь не хочешь, но мама неизбежно значительно отвлекается на старшего, "бросая" при этом младшего. Поэтому младшему достаётся не всё внимание мамы и он это чувствует. Причём неважно на сколько меньше. Пусть даже на совсем чуть-чуть - это чувствуется и он уже понимает что мир не только для него. Более того, т.к. рационального мышления у младенца разумеется нет, то это чуть-чуть трансформируется в глобальное - "другой важнее". Отсюда ощущение своей "вторичности" и отсутствие глобальной уверенности в себе и в мире, а значит страх неизвестного.

Конечно такое состояние младшего не устраивает и он защищается: или агрессивно нападая на старшего, стремясь отодвинуть его, или уходя от мира в себя (пассивный вариант).

Это не лечится: всё что произошло в первый год жизни - это навсегда. Возможна только постоянная коррекция: постоянное создание и поддержание ситуаций (системы), в которой младший будет самым-самым для остальных (самым умным, самым главным, самым сильным...). Т.е. младший всю жизнь продолжает бороться за право быть единственным. Сверхкомпенсация. И хорошо если борется - иначе его жизнь будет просто угасанием, уходом в виртуальный мир, в религию, секту и т.д. Хотя их женщин получаются иногда неплохие жёны...

Профилактика. Разве что большая разница в возрасте между детьми. 11 лет точно хватает, 2-х - точно нет. Где там граница - надо смотреть... Старшему должно уже быть немного не до мамы - другие увлечения, дела, новый круг общения...

Коррекция. С одной стороны максимум внимания, любви, помощи. Просто чтоб младшему не стало хуже. Главное же - помощь в нахождении своего дела, призвания. Тогда, реализовываясь в деле, становясь в нём лучшим, - он будет чувствовать себя максимально хорошо. Какое именно дело - неважно (хотя лучше передовое). Вот только это дело должно быть таким, чтоб старший в нём совершенно никак не присутствовал.
Вариант: отправить старшего в детсад, а с младшим маме остаться дома.

Отличие 2.

Старшие неизбежно первопроходцы. У них нет никого впереди и им приходится всё нащупывать самим. Родители тоже ещё неопытные и потому тоже не знают как лучше. К тому же родители для ребёнка всё равно что боги и не воспринимаются как равные - слишком велика разница. Поэтому вся психика и интеллект затачиваются под умение слышать свои желания, умение протаптывать новые тропы, умение быть первым. Плюс само наличие младшего требует умения быть главным, руководить, опекать слабых, отвечать за них. Кстати наличие младшего ребёнка очень сильно поднимает старшего (конечно при правильном подходе родителей), так что на самом деле старший половине своих успехов обязан младшему.

У младшего иная ситуация. У него вечно перед глазами старший, который уже попробывал и поэтому подсказывает младшему как лучше. Ну и родители тоже уже опытные и тоже подсказывают. На их фоне поступки младшего выглядят... не очень разумными. Объективно так. И это младший хорошо чувствует. И начинает слушаться - ведь если сделать как говорят - точно будет лучше! И действительно так. Но вот беда - свой внутренний компас при этом не развивается за ненадобностью, свои желания становятся совсем неслышными. Вместо ориентации на себя вырабатывается ориентация на других. Как следствие - неумение самому войти в неизведанное, неумение слышать себя.

Коррекция.
Родителям - задвинуть куда подальше свою торопливость и помощь (снова стать незнающими), дать ребёнку самому разбираться. Требуется огромный запас времени.
Опять же - найти дело младшему, в котором он будет первым.

Отличие 3.

А вот это отличие уже бывает не всегда. По моим наблюдениям - в половине случаев. Да и совсем не фатально оно. Так, отмечу для полноты.

Если разница в возрасте меньше 3-х лет, то у младшего здоровье будет хуже чем у старшего. Не знаю точно с чем это связано. То ли запас питательных веществ у мамы не успевает восполнится, то ли устаёт она, то ли ещё что есть...

Профилактика. Тут конечно самое главное - позаботиться о маме, дать ей отдохнуть между родами и полностью восстановиться.

Отличие 5.

Родители к детям относятся по-разному. Эта разница бывает как от культурных установок, так и просто личных предпочтений. Поэтому может быть как будет написано ниже, а может - совершенно иначе. Но эту разницу надо отметить, чтобы обратить на неё внимание.

К старшему родители как правило относятся как к... старшему - сильному, главному, ответственному, самостоятельному. И требуют это с него. И учат жизни. А младший - он же такой ещё маленький, нежный... он ещё не умеет... надо помочь, а не грузить сложностями жизни...

Со старшим интереснее играть в более старшие игры, в т.ч. требующие подумать, напрячься. С младшим - попроще, даже скорее просто потискаться. Те игры, в которые играешь со старшим - младшему пока неинтересны в силу возраста, а переигрывать их потом по второму разу - не интересно.

Что интересно - когда младший немного подрастает и начинает самостоятельно изучать какие-то предметы - играть родителям с ним по прежнему не очень интересно. Ведь игры старших - они одинаковы и понятны всем поколениям. А вот младшие изучают такие предметы, в которых старшие точно не разбираются (это уже отмечалось выше) и поэтому родителям не интересны. Родители конечно будут гордиться ("вот какой мой умный!"), но совместно играть - нет. Плюс не совпадение психологических ролей со всех сторон - родители по-прежнему видят в нём младшего, а он хочет быть старшим.

Коррекция. Родителям надо с младшим вновь играть по новой все игры, вовлекая в старший мир. И относиться к нему как к самостоятельному и сильному.
Tags: дети, размышления
Subscribe

  • Классы общества

    Новые классы Корпоратократия (корпорации) - социально-экономический класс общества, организующий вертикальные структуры и управляющий материальными…

  • Дистанционное образование

    Дети проучились месяц дистанционно. Все школы месяц стояли закрытыми. Учебный год при этом все успешно закроют, оценки выставят. Внимание вопрос:…

  • Новый мир

    Гражданские права и свободы Режим самоизоляции показал, что люди легко расстаются со своими правами и свободами даже без законодательного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments