кошара

Как поднимать людей. Часть 2

Продолжение. Начало здесь.

Есть такое понятие - латентный период. Это время ожидания между стимулом и ожидаемой ответной реакцией (новым стереотипом поведения). У каждого он свой, т.е. имеет разную продолжительность. Кроме того он разный на разные сферы жизни/действий. На что-то реакция будет мгновенной (например обучение реакции на прикосновение к горячей сковородке будет с первого раза и за доли секунды), на что-то - очень долгой (перестройка психики, работа с бессознательным). Так вот, на перестройку психики к работе в более высоких уровнях властной иерархии латентный период составляет несколько месяцев. Редко менее чем полгода (хотя я встречал и 1-3 месяца) и редко более 1 года (тоже встречал, но обычно в такой ситуации проще уже найти человеку другое применение). Конечно при правильной работе.

В чём же состоит эта работа?

Далее я буду указывать детали в работе исходя из текущего места работы. При другой ситуации (существуют организации с другой корпоративной культурой) - детали могут меняться, хотя состав будет таким же. Кроме того, возможно ускоренное обучение при более жёстких тренингах с "отрывом от производства", но мотивации на это в отношении своих сотрудников у меня не хватало, так что пропускаем и не учитываем.

Итак, во-первых необходимо ослабить внешнее социальное давление на человека. Особенно давление со стороны руководства. Необходимо прекратить "кормить" внутреннего надсмотрщика, который держит человека в привычных рамках. Ослабление внешнего давление нарушает равновесие психики - равновесие между внутренними инстинктами и амбициями и внешним давлением (сюда для удобства отнесём и все механизмы бессознательного, связанные с цензурой). Давление инстинктов перестаёт уравновешиваться давлением репрессий социальной среды и давление внутри психике начинает повышаться и приводит к её "закипанию". Collapse )
кошара

Босс

Посмотрели сериал «Босс». Супер! Отличный сериал, в кои веки хоть немного показывающий правду отношений во власти.

Этот сериал надо смотреть не с позиции развлечения, а с позиции урока того, как делаются дела, как захватывается и удерживается власть. Что при этом помогает, а что мешает. Что важно, а что нет. И где оказываются в итоге наивные или жадные или глупые или слабые или эгоистичные люди – в проигрыше, на свалке истории.

Даже ощущение времени в сериале как в жизни – не постоянная смена кадров, «клиповая постановка», быстрота и спецэффекты. Нет! Спокойное, я бы даже сказал медленное, неторопливое течение всего. Паузы в диалогах… Всё показывает что люди не торопятся в отличии от главных героев боевиков (которые носятся как угорелые, потому что до взрыва бомбы осталось 5 минут). Даже если осталось мало времени – всё равно всё делается спокойно. Быстро, решительно, но спокойно, не торопясь.

Хорошо видно как действует человек с хорошо раскрепощённым инстинктом власти: никакой агрессии (в том числе и при убийстве), никакой спешки, никакой жизни в стиле «реагирования на действия других». Мэр сам выстраивает свою жизнь и своё дело – он делает свой поток событий. Да, он учитывает обстоятельства, мнения и ходы других, подстраивается под новую ситуацию. Но главное течение потока событий он создаёт сам. Поэтому и опережает своих противников минимум на 1 шаг.

В сериале хорошо показано как выигрывается борьба за власть - не игрой "по правилам", административными делами и вообще обычными делами. Ничего такого, чему всегда учат наёмных менеджеров. Власть (и карьера, кстати, тоже) делается действиями за пределами организаций. Неофициальными. Свои люди, которые тихо убивают врагов; свои люди, которые неофициально договариваются с другими влиятельными людьми... И кстати, убить человека - это не нечто запретное, аморальное или акт агрессии - это лишь один из вариантов "джентльменского" набора действий.

И особо хотелось бы отметить отношение к деньгам. Сейчас у нас в России (говорят и в других странах тоже) царит культ денег. Единственная главная религия, в которую верят все - религия золотого тельца - монетаризм. Всё ради денег. Поэтому все и в говне. А в сериале видно что деньги - лишь один из инструментов, а не цель. Цель же - власть. Будет власть - будут и деньги, не вопрос. И поэтому перед лицом потери власти мэр и его главный политический оппонент объединяются. Это хороший урок, не усвоив которого человек обречен оставаться на низовке.

А красной линией сквозь фильм проходит одно: самый сильный инстинкт - инстинкт власти. Всё ради него.
кошара

Как поднимать людей

Год назад у нас на работе мне дали группу инженеров с просьбой:
а) сделать из них организованную группу;
б) повысить их уровень компетенции;
в) сделать эту группу поставщиком руководителей проектов (которых всегда был дефицит в компании).

И всё это при том что моя собственная компетенция в той профессиональной области близка к нулю :)
За год задача была выполнена: группа успешно работает и из 7 человек группы - 4 уже работают руководителями проектов (далее – РП). Один пошёл ещё выше. Это лучший результат в компании.Collapse )
кошара

Магний

Проверил на нас с женой: приём препаратов магния действительно очень повышает стрессоустойчивость - нервы становятся гораздо спокойнее :)
кошара

Этапы взросления

В продолжение темы взросления.

Ребёнок начинает взрослеть с первых дней жизни. Да, конечно, оставаясь на первом этапе в рамках ребёнка, но потихоньку готовит всё необходимое для того, чтобы стать взрослым. Посмотрим на эти этапы. Для удобства будем использовать общепринятые наименования этапов и вех.

1 этап – кризис автономии (1-1,5 года).
Ребёнок впервые становится не чистым симбиотом, а уже может действовать автономно и по своему разумению (т.е. появляется возможность действий исходя из чисто своих желаний). Появляется некоторая самостоятельность действий.

2 этап – кризис негативизма (кризис 3-х лет).
Ребёнок начинает говорить «нет», т.е. начинает отрицать чужое мнение, чтобы расчистить место и начать выработать своё мнение. Начинается образовываться личность, т.е. самостоятельный индивидуум, который уже не слепо слушается родителей, а пытается формировать своё мнение, свои интересы в этом мире. Начинает формироваться сознание.

3 этап – развитие предприимчивости инициативы (4-5 лет).
Ребёнок начинает придумывать игры. Не просто что-то делать, а придумывать сюжеты, смыслы и организовывать деятельность в рамках своих правил. Первая стадия подготовки к ведению своего дела.

4 этап – кризис 7 лет, развитие умений (6-11 лет).
Ребёнок впервые начинает жить уже не эмоциями, а чувствами. Появляется мнение о себе и самооценка. Всё становится более долговременным. Появляется реальное абстрактное мышление (т.е. способность оперировать не только тем что «здесь и сейчас», но и вневременными и удалёнными символами/объектами). Всё это приводит к возможности планировать свою деятельность и вырабатывать самодисциплину для достижения своих целей (да и вообще ставить цели).
Это создаёт основу для развития умений (они появляются как результат долговременных планируемых усилий с высокой дисциплиной выполнения) и организованного взаимодействия с окружающими (именно организованного – т.е. с некоторыми правилами, дисциплиной, ответственностью). Появляется возможность моделирования реальности и анализа информации.
Это последний этап, когда память важнее мышления, конформизм важнее своего мнения, родители/старшие важнее себя и других (а это и есть собственно детское поведение). Далее всё будет ровно наоборот.

На этом биологическое детство заканчивается. Ребёнок вырос, окреп, набрал необходимый минимум знаний и умений и должен выйти в мир и жить уже своей жизнью. Для этого природа включает гормональный механизм, известный как кризис подросткового возраста, пубертатный период (12-14 лет). Начинается идентификация личности (т.е. становление и определение личности).Collapse )
кошара

Образование и работа

Недавно на работе проводил очередное собеседование с одним из кандидатов в нашу компанию и как-то это так наложилось на другую информацию, что возникли следующие мысли о жизни нашей текущей и будущей. В плане образования и работы.

1. Требование нашей компании сильно противоречивы. А уж требования на моём участке – вдвойне. В силу исторически сложившейся специфики (именно у нас люди растут в руководители и это уже остальные ждут как нечто само собой разумеющееся).Collapse )
кошара

Взрослый

По просьбе gerda07 пара слов о том, кто такой взрослый человек (не по паспорту, а психологически и поведенчески) и когда он им становится.

Если кратко, то определение очень простое:
Взрослый человек в своей жизни руководствуется своими интересами, ребёнок - интересами окружающих.
Ещё проще:
Взрослый слушает и слушается себя, ребёнок - других.

Причина этого проста и биологически обусловлена: ребёнок - он слабый и сам себя прокормить и защитить не может. Физически не может. А если он при этом будет ещё выпендриваться - получит по морде от более старших. И это ещё хорошо что сегодня только по морде получит - раньше вообще прибили бы. Поэтому выпендриваться нельзя, а можно и нужно слушать и слушаться старших - чтобы взамен они его покормили, одели, научили как жить, защитили, не прибили и так далее.

Но ребёнок растёт (физически) и вот он уже становится более-менее большим и физически тоже более-менее сильным. Делать он тоже уже кое-что способен. Мы видим уже подростка лет двенадцати, которого так просто не пришибёшь.

То есть по всем признакам подростку пора оторваться от маминой юбки, перестать бояться и начать жить самому (и своим умом). В прежние времена в этом возрасте уже женились (выходили замуж), воевали, работали по полной. И были в прежние времена разные ритуалы инициализации для перехода из состояния "ребёнок" в состояние "взрослый".

Некоторые эти ритуалы первобытных племен, дожившие до 20 века можно найти и почитать в сети - они доступны. Если отойти от декораций, эмоций и прочей шизы - то суть одна: через новую ситуацию и эмоциональный стресс переключить подростка из ориентации на маму, из ожидания что о тебе будут заботится другие (это особенно для мальчиков), из ориентации на эгоизм и нарциссизм (а вот это уже особенно для девочек; сюда же кстати корнями уходит и идея что "всем мужикам только ЭТО и надо" и что ЭТО якобы суперценно) - в понимание того, что жить придётся своим умом, своими умениями и вообще ты особо никому сам по себе нахрен не сдался. Хочешь жить - живи сам. Докажи что ты чего стоишь.

Это конечно только первый этап - умение жить самостоятельно. Будет потом и второй этап - умение внести свой вклад в общество (заботиться, помогать, вести, развивать...), умение любить, но до него тоже ещё надо дозреть и это будет позже.

Именно это становление взрослого - умение жить своим умом - и рождает такие поведенческие качества как:
- Умение принимать решения. А кто ещё за тебя его примет? Другие ведь решат в своих интересах, а не в твоих.
- Ответственность. Кроме тебя самого никто о тебе уже заботиться особо не будет. Сопли за тобой вытирать некому. А значит только от тебя зависит как ты будешь жить. Отвечаешь - только ты. Остальным то ты глубоко пофиг. Кстати, производная от этого - самодисциплина. Нет дисциплины - не сможешь сделать вовремя и с нужным качеством.
- Нацеленность на результат. Нет результата (добычи на охоте, собранного урожая, сделанной в срок качественной работы...) - нет еды и ты умер от голода. Всё. То что ты "старался" - фиолетово. Кстати, производная от этого - конкретность. Расплывчатость не приводит к результатам.
- Практичность и реализм. Только красивыми словами и шизой сыт не будешь.
- Жёсткость. Своё надо защитить и продвинуть. Самому.

Это и есть взрослый человек - человек, который знает что хочет и может этого добиться.
Много ли вы видите таких вокруг? Или всё больше нытья и соплей по поводу того что кто-то там плохо делает, плохо о нас заботится, ведёт себя несправедливо, не хочет нас защитить, накормить и вообще помочь?

Я вот на днях решил посмотреть новости по первому каналу. Давно не смотрел уже и решил глянуть что там нынче пиарят. Блок политических новостей - это что-то! Весь блок ведущие обиженным тоном говорили что США и прочие ведут себя несправедливо, последние 20 лет (!) думают только о себе (!!!), укрепляют только свою безопасность (и не укрепляют безопасность других стран). А под конец Леонтьев прям 5 минут просил у американцев "ну обратите наконец на нас внимание! мы специально для вас даже фейк с фоткой сделали - хотя бы поругайте нас! ну пожалуйста, заметьте!"

Это типично детское поведение:
- попытка обратить на себя внимание (если не заметят - то не позаботятся - а сам я выжить не смогу - и тогда умру),
- просьба к взрослым позаботиться о моей безопасности (сам не смогу себя защитить).
Для ребёнка это нормальное и единственно возможное поведение. Для взрослого - нон грат.

Сегодняшнее общество не способствует взрослению. Более того - оно специально его тормозит. Разработаны спец механизмы и институты общества, подавляющие взросление. Школа/ВУЗ (воспитание послушания), правоохранительные органы и армия (силовое подавление и принуждение), поп/рок музыка, спортивные фанаты (сброс энергии на холостом ходу). Запреты сексуальности, самостоятельности (смотри Уголовный кодекс).

У этого есть ряд причин:
- Повышение стабильности общества. Большинство правонарушений совершают подростки. Если дать им "волю" - они могут сильно раскачать и дестабилизировать общество.
- Повышение обучаемости. Учиться нынче приходиться всё больше и больше. А значит дольше. А значит надо продлить "состояние ребёнка".
- Сохранение власти. Взрослый - он явный конкурент власти. Он сам захочет войти в элиту. А кому нужны конкуренты?
- Повышение управляемости. Управлять детьми проще чем взрослыми.

Но это всё в мирное стабильное время. А оно закончилось. Началась эпоха перемен. Началась война. А значит скоро понадобятся взрослые - воевать и создавать новое будущее. Или как минимум чтобы просто выжить.
кошара

Верблюд, лев, ребенок

У Ницше есть теория о развитии человека, где он определяет три стадии, которые человек должен пройти, прежде чем станет полноценной, завершенной личностью - верблюд, лев и ребенок.

По его мнению, человек рождается не завершенным. Это всего лишь заготовка, набросок, которому только предстоит стать настоящим человеком.

Сначала любой человек - верблюд. Подобно этому животному, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, он накапливает в себе знания, которые ему дают родители, общество, школа, религия и разные жизненные ситуации. Верблюд руководствуется основываясь на этих знаниях, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только "да". Он живет в прошлом.

Когда человек устает говорить "да", когда в нем накапливается слишком много "нет", которые он так долго подавлял в себе, верблюд переворачивается вверх ногами и становиться львом.

Лев все отрицает. Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев - революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только "нет". Лев живет в будущем.

Когда, разрушив все, лев понимает, что этот путь тоже не привел к счастью, он снова переворачивается и становиться ребенком.

Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем. Ему нет надобности разрушать прошлое - он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.

99% людей на земле, застыли в стадии верблюда. Они беспрекословно выполняют правила, вбитые им в детстве и полностью перенимают модель поведения родителей, учителей. Слишком сложно вырваться из этого круга - очень сложно сказать "нет". Большинство живут в несчастье, накапливая в себе "нет" и задавливая его в себе.

Верблюдам очень не нравятся люди перешедшие в стадию льва, потому что те, нарушают привычный и спокойный порядок жизни. Они вызывают сомнение, заставляют думать. Это опасно, это слишком сложно. На протяжении всей истории львов бросали в тюрьмы, казнили, сжигали на кострах. Революционеры, писатели, поэты - это все львы. но лев тоже несчастен, прибывая в вечной борьбе.

Людей, перешедших в стадию ребенка очень мало. Их не видно - они просто выскальзывают из оков общества и не живут в нем. Это люди, которые просто строят свое счастье не смотря ни на что. им по боку все правила и запреты.

взято здесь